Председатель правительства РФ Владимир Путин ранее поручил Минтрансу, Минэкономразвития, Минфину и «Росатому» рассмотреть вопрос о строительстве до 2020 года трех атомных ледоколов нового поколения с закладкой головного судна в 2011 году.
На заседании Морской коллегии при правительстве РФ в начале октября Объединенная судостроительная корпорация объявила о том, что готова строить в Мурманске атомные ледоколы по новым проектам. «Ранее приходилось использовать два ледокола — один шел по глубоководным местам, второй, с мелкой осадкой, проходил через пороги и мог заходить в устья рек. Атомоход проекта 22220 может работать при различных осадках от 8,5 до 10,5 метра», — рассказал Воробьев.
Судно нового поколения предназначено для круглогодичной работы в западном районе Арктики, в том числе в Баренцевом, Печорском и Карском морях, а в летне-осенний период — в восточном районе Арктики. Дальность плавания ледокола не ограничена, а скорость полного хода на чистой воде при полном водоизмещении — 20 узлов. Предельная толщина преодолеваемого льда — 2,9 метра, а при минимальной осадке на мелководных участках — 2,4 метра.
Согласно проекту, ледокол оборудован быстродействующей балластной системой, позволяющей менять осадку от минимального до максимального значения за четыре часа. Это необходимо для проводки судов как в арктических морях, так и в мелководных участках Енисея и Обской губы, пояснил Воробьев. «Атомоход сможет работать с другими линейными судами контактными способами: толкания и буксировки вплотную. Во льдах и на чистой воде он предназначен для оказания помощи судам и выполнения спасательных работ, буксировки, ледокольной проводки — в том числе и по мелководью», — перечислил Воробьев.
По его словам, всего за годы эксплуатации ледокольного флота в России было построено 10 атомоходов, из них девять ледоколов и один атомный лихтеровоз «Севморпуть». На сегодняшний день три атомных ледокола — первый, заложенный в 1956 году «Ленин», «Сибирь» и «Арктика» — выведены из эксплуатации. В будущем планируется построить еще три двухосадочных ледокола, первый из которых предполагается спустить на воду в 2016 году, а также шесть дизель-электрических ледоколов. Каждое судно рассчитано на 40 лет работы.