8 сентября – День памяти жертв блокады

08.09.2022

8 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда. Голод и холод не сломили ленинградцев. Даже в тех невыносимых условиях, под бомбежками и артобстрелами судостроители вместе со всем городом продолжали работать на нужды фронта, приближая Победу. О первых блокадных днях и героическом труде корабелов – в материале директора Музея истории Пролетарского завода, заслуженного работника культуры Российской Федерации Полины Борисовны Кривской.

КРОВАВАЯ ПЯТНИЦА

8-е сентября 1941 года стало для ленинградцев началом блокадной трагедии

 В этот день, с падением Шлиссельбурга, Ленинград оказался блокированным с суши. Так началась почти 900-дневная осада города, потребовавшая исключительного напряжения моральных и физических сил его защитников. В Ленинграде на тот момент находилось более двух с половиной миллионов человек, в том числе свыше 100 тысяч беженцев из Прибалтики, Карелии и Ленинградской области. Среди населения, оставшегося в блокированном городе, было не менее миллиона двухсот тысяч неработающих, из них около 400 тысяч детей.

К сентябрю пролетарцы уже успели провести огромную работу по эвакуации основного оборудования в тыл. Около тысячи человек, несмотря на то, что имели бронь, записались добровольцами в ряды РККА. Более 1000 человек вступили в ряды Армии Народного ополчения, и в основном из пролетарцев был сформирован 272 отдельный пулеметно-артиллерийский батальон Володарской дивизии. Многие работали на строительстве оборонительных сооружений вокруг города. Взамен уходивших на фронт мужчин к станкам становились их жены и старшие дочери, подростки. Четко были распределены действия заводских звеньев МПВО и комсомольских бытовых отрядов.

С началом блокады суровый прифронтовой вид приобрела Невская застава. Постоянными стали артобстрелы города. Для Пролетарского завода особенно трагичной стала и навсегда останется дата – 19 сентября.   В этот день, вошедший в историю как «адская» или «кровавая пятница», пролетарцы впервые осознали свирепую беспощадность врага. В течение этого дня военно-воздушные силы фашисткой Германии совершили четыре налета на город, а затем ночью – еще два. Первыми около 08.00 по берлинскому времени в воздух поднялись 28 «Юнкерсов», которые в сопровождении «Мессершмиттов» с зелеными сердцами на фюзеляжах направились к Ленинграду. При этом основным ориентиром для экипажей была Октябрьская железная дорога, выводившая их точно к центру города. Затем удары нанесли остальные самолеты вражеской эскадры. Всего на город было сброшено свыше 500 фугасных и около 3000 зажигательных бомб. В результате были разрушены Гостиный Двор, госпиталь на Суворовском проспекте и 80 жилых домов. Получили сильные повреждения заводы «Экономайзер», «Пролетарский завод» имени А. А. Жданова, а также Кировский оперный театр. Погибло около 540 человек, сотни были ранены или контужены. В течение восемнадцати часов, с часу ночи до семи вечера, город подвергался артиллерийскому обстрелу, в нем возникло 89 очагов пожара. В состоянии воздушной тревоги ленинградцы находились за день 7 часов 34 минуты. О масштабах трагедии говорит тот факт, что в ликвидации последствий бомбежек участвовали 103 пожарных автонасоса, 70 медико-санитарных машин и 18 тысяч бойцов МПВО.

О том, что происходило в этот день на Пролетарском заводе, можно прочитать в воспоминаниях начальника штаба МПВО Павла Андреевича Богатыренко, опубликованных в книге «Пролетарцы»: «Похоже, они (самолеты – П.К.) шли бомбить мост, а когда их отогнали зенитчики, развернулись к заводу и стали «разгружаться». Это было в 8.15 утра на стыке смен. Я насчитал 12 самолетов – четыре звена. Одна из бомб, 250-килограммовая фугаска, разорвалась у входа в третий механический. Там в это время находились начальник цеха Григорий Максимович Кириллин и заместитель директора завода Николай Александрович Андреев – они собирались отправлять людей в убежище. Оба погибли, а всего пострадало сорок восемь человек. На следующий день пролетарцы хоронили своих товарищей, павших на боевом посту. Они погибли как солдаты, хотя и не числились в рядах действующей армии».

Об этом трагическом событии напоминает нам мемориальная доска на 30 цехе. К ней в памятные ленинградские дни ветераны и сотрудники завода приносят цветы. Но немногие помнят, что на Волковском кладбище сохранилась братская могила тех, кто погиб в этот день на заводе. На могиле установлена стела с памятной доской, на ней выбит текст: "Андреев Н. А., Кириллин Г.М., Тихонов М. В., Хенина А. Г. Защитникам Ленинграда, погибшим на трудовом посту 19 сентября 1941 года. От трудящихся Пролетарского завода". Доска оформлена в том же стиле, что и мемориальная доска, установленная на 30 цехе Пролетарского завода, только на заводской доске, в отличие от кладбищенской, пять имен – там названо еще имя В.А.Щербакова, также погибшего в этот день возле цеха, но похороненного в другом месте.

Сегодня мы стараемся не забывать о тех, чьими жизнями куплено наше мирное существование. К месту захоронения пролетарцев на Волковском кладбище от ветеранов завода постоянно возлагаются цветы – последние несколько лет это делает Инна Анатольевна Кабанова, за что ей великая благодарность. Помнят о своих близких, жизнь которых так рано прервала война, и потомки. Недавно к нам в музей обратился Игорь Анатольевич Евстигнеев, работающий на Октябрьской железной дороге. Он – внук Михаила Васильевича Тихонова, погибшего 19 сентября 1941 года. Игорь Анатольевич рассказал, что Михаил Васильевич был потомственным пролетарцем (на заводе работали еще его родители), и принес интересные документы из семейного архива, а также фотографии, имеющие непосредственное отношение к истории предприятия.


П.Б. Кривская,
директор Музея истории Пролетарского завода