Алексей Рахманов: комплексы "Циркон" станут штатным оружием АПЛ "Ясень"

14 августа 2023
РИА Новости

На открывающемся сегодня в подмосковном парке "Патриот" форуме "Армия-2023" будет широко представлена экспозиция проектов новых кораблей и судов для ВМФ России. Судостроительная отрасль в России успешно развивается несмотря на многочисленные западные санкции, ограничения, а также угрозы в отношении государств-партнеров. О том, какие задачи стоят сегодня перед Объединенной судостроительной корпорацией (ОСК) по выполнению гособоронзаказа, как они решаются, какие корабли в скором времени появятся в боевом составе ВМФ, а какие пойдут на экспорт, рассказал в интервью руководителю профильной редакции РИА Новости Сергею Сафронову генеральный директор корпорации Алексей Рахманов.

– Алексей Львович, на каком этапе находится строительство на ПСЗ "Янтарь" двух фрегатов проекта 11356 для ВМС Индии? Ранее сообщалось о передаче кораблей в 2023 и 2024 годах соответственно, сохранились ли сроки? Нет ли задержки? Когда будут переданы первый и второй фрегаты индийцам?

– Контракт на поставку Россией двух фрегатов проекта 11356М был подписан министерством обороны Индии 27 октября 2018 года. В настоящее время строительство кораблей идет по уточненным графикам достройки и испытаний. По отдельным позициям есть небольшое отставание от графиков (менее шести месяцев). На первом из фрегатов произведены пробные пуски дизель-генераторов, идет подготовка к заводским швартовным испытаниям.

– Как ОСК участвует в постройке еще двух фрегатов 11356 на верфи в Гоа? Когда они должны быть построены?

– По тому же контракту ОСК совместно с обществами группы ОСК осуществляет поставку оборудования, материалов и проектно-конструкторской документации для строительства на индийской верфи Goa Shipyard Ltd. двух кораблей проекта 11356. Работы по подготовке производства и началу строительства ведутся в соответствии с графиком, в них принимает активное участие ПСЗ "Янтарь", конструкторское сопровождение осуществляет Северное ПКБ (входят в ОСК).

– На ПСЗ "Янтарь" также строятся два БДК измененного проекта 11711 (М) "Василий Трушин" и "Владимир Андреев". По данным из открытых источников корабли имеют на 40% большее водоизмещение, возросшую десантовместимость, увеличенное количество базирующихся на корабле вертолетов. Так ли это?

– По результатам испытаний головного большого десантного корабля проекта 11711 "Иван Грен" Военно-морской флот внес дополнительные требования, направленные на улучшение боевых и эксплуатационных возможностей корабля.

Эти требования заложены в новую конструкторскую документацию и реализуются в ходе строительства БДК "Василий Трушин" и "Владимир Андреев". На выходе появится совершенно новый проект с улучшенными характеристиками, в том числе увеличенным водоизмещением и десантовместимостью.

– На каком этапе постройка этих двух БДК? Когда планируется спустить корабли на воду, когда передать заказчику?

– Корабли находятся на стапельном этапе строительства. Спуск на воду запланирован в интервале ближайших двух лет, передача флоту – в соответствии со сроками, установленными государственными контрактами.

– Также сообщалось о продолжении серии и постройке еще двух БДК измененного проекта 11711. Существуют ли такие планы? Подписан ли контракт на их постройку, или когда планируется его подписать?

– Контракт на дальнейшее серийное строительство этих кораблей пока не заключен, но мы надеемся на продвижение этих работ в 2024-2025 годах с учетом разрабатываемой государственной программы вооружения и первоочередных задач, стоящих перед ВМФ. Возможности для продолжения строительства кораблей данной серии у ОСК есть.

– Завершены ли госиспытания АПЛ "Красноярск" проекта 885М? Готова ли она к передаче флоту? Когда это состоится?

– Корабль находится на этапе государственных испытаний. После их завершения он будет передан государственному заказчику.

– На каком этапе строительство следующей по счету лодки данного проекта "Архангельск"? Когда ее спустят на воду и отправят на ЗХИ?

– Корабль находится на стапеле, спуск на воду запланирован на 2023 год, начало испытаний – в соответствии с графиком работ.

– В декабре 2022 года на воду спущена лодка "Император Александр III" проекта 955А, когда завершится достройка лодки на плаву, и начнутся ее ЗХИ?

– Корабль уже приступил к испытаниям, завершение планируется до конца 2023 года.

– Какой первый надводный корабль новой постройки передадут флоту уже с штатным гиперзвуковым ракетным комплексом "Циркон"? Какая первая новая подлодка будет штатно вооружена "Цирконом" в версии для подлодок? Главком ВМФ Евменов сообщал РИА Новости, что отныне все новые и строящиеся корабли будут вооружены "Цирконами". Значит ли это, что фрегат "Адмирал Головко" станет первым носителем?

– Первый российский корабль, вооруженный гиперзвуковыми крылатыми ракетами "Циркон", – фрегат проекта 22350 "Адмирал Флота Советского Союза Горшков". Вооружение серийных фрегатов этим комплексом будет осуществляться в соответствии с планом Минобороны России в ходе их строительства и эксплуатации. По решению Минобороны России ракетным комплексом "Циркон" штатно будут вооружаться и многоцелевые атомные подводные лодки проекта "Ясень-М". Работы в этом направлении уже ведутся.

- Сколько всего новых боевых надводных и подводных кораблей по плану передадут предприятия ОСК ВМФ России в 2023 году? Есть ли уже планы на 2024 год?

– В текущем году мы уже сдали три новых корабля и один отремонтировали. До конца года рассчитываем передать еще не менее пяти кораблей. Планы на будущие годы определяются соответствующим постановлением правительства.

– С учетом СВО будет ли увеличено финансирование ГОЗ в 2024 году или наоборот уменьшено?

–Обычно план финансирования доводится заказчиком до наших предприятий в начале года. Предприятия ОСК заинтересованы в увеличении гособоронзаказа и имеют возможности для наращивания выпуска оборонной продукции. Определение приоритетов гособоронзаказа с учетом потребностей СВО находится в компетенции Минобороны.

 

Предыдущие публикации

В 2007 году указом Президента России Владимира Путина было учреждено Акционерное общество «Объединённая судостроительная корпорация», 100% акций которого – в федеральной собственности. Ныне ОСК – крупнейшая судостроительная компания страны. В холдинг входит около 40 проектно-конструкторских бюро и специализированных научно-исследовательских центров, верфей, судоремонтных и машиностроительных предприятий. На этой базе консолидирована большая часть отечественного судостроительного комплекса. Предприятия ОСК работают во всех крупных портово-транспортных узлах – от Калининграда до Хабаровска, от Мурманска до Астрахани. В ОСК трудится около ста тысяч человек. С 2014 года её возглавляет Алексей Рахманов, уроженец Нижнего Новгорода и инженер-механик по первой специальности. С ним наш разговор о перспективах развития важнейшей отрасли.

26 июля 2023

В 2023 году одному из ведущих КБ по проектированию атомных подводных лодок в мире — Санкт-Петербургскому морскому бюро машиностроения «Малахит» (входит в Объединенную судостроительную корпорацию) — исполнилось 75 лет. В свое время КБ было создано для решения неординарных и специфических задач в области проектирования и отработки новых энергетических установок для подводных лодок. 
За эти годы специалисты «Малахита» решили десятки, если не сотни, различных крайне нестандартных задач, в основном для нужд военно-морского флота. При этом конструкторское бюро традиционно считалось самым современным среди собратьев. Сегодняшний «Малахит» подтверждает этот статус. Имея за плечами огромную академическую базу по проектированию сложных кораблей и используя этот опыт, конструкторское бюро стало активно выполнять и гражданские проекты. 
Чем живет современный «Малахит», какие военные и гражданские проекты сейчас выполняет — «Медиапалубе» рассказал генеральный директор Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит» Владимир Дорофеев.


10 июля 2023

30 июня 2023